Квочур Анатолий Николаевич

(16.04.1952-15.04.2024)

Cоветский и российский лётчик, Герой Российской Федерации (1992), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1990), полковник.

Анатолий Квочур родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Черневецкого района Винницкой области Украинской ССР в семье сельского агронома и начальника узла связи.

После окончания школы в 1969 году в селе Берёзовка Черневецкого района поступил в Ейское высшее авиационное училище лётчиков. После окончания училища в 1973 году начал службу летчиком в авиационных частях ВВС Группы Советских войск в Германии. В 1975 году поступил в Школу лётчиков-испытателей.

В 1977 году уволен из рядов Вооружённых Сил СССР в звании майора.

После увольнения в запас и окончания Школы лётчиков-испытателей (1978) Квочур до 1981 года работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, где проводил испытания серийных модификаций самолётов Су-17 (Су-17М, Су-17УМ, Су-17М3, Су-17УМ3, Су-22М).

В 1981 году он окончил Московский авиационный институт (факультет «Стрела» в Жуковском) и был переведён на испытательную работу в ОКБ имени А. И. Микояна. В ОКБ участвовал в испытаниях самолётов МиГ-29 и МиГ-31, испытаниях авиационных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», испытаниях палубного истребителя МиГ-29К, включая оценки систем авианосца «Адмирал Кузнецов». В рамках этих работ первым выполнил ночной взлёт с палубы.

После перестройки много летал на авиационных салонах в разных странах мира. В 1988 году на авиационном салоне в Фарнборо (Великобритания) Квочур впервые показал фигуру высшего пилотажа — «колокол». 8 июня 1989 года на международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) при выполнении показательного полёта на истребителе МиГ-29 произошёл помпаж двигателя, вызвавший сваливание самолёта у земли. Квочур успел катапультироваться с предельно малой высоты. Через неделю продолжил полёты. В августе выполнил демонстрационный пилотаж на МиГ-29 в Абботсфорде (Канада).

В 1991 году Квочур перешёл на работу в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) в качестве лётчика-испытателя, а затем и начальника лаборатории эргономики. В 1996 году был назначен заместителем начальника института по оборонной тематике.

В институте Квочур провел большой объем испытаний по тематикам: дозаправки в воздухе днём и ночью, эргономике, методам ведения воздушного боя и спутниковой навигации, испытаний бортового оборудования самолётов Су-27 и Су-30.

В 1992 году для выполнения исследовательских программ по проектированию кабин и органов управления маневренных самолётов, спутниковой радионавигации, дозаправки в воздухе, сверхдальним беспосадочным перелётам, сверхманёвренности и медицине он создал пилотажную группу «Лётчики-испытатели» (в 1996 году преобразована в Пилотажно-исследовательский центр). В марте 1995 года выполнил сверхдальний перелёт на одноместном истребителе Су-27 в Австралию, а в июле и сентябре 1999 года — перелёты через Северный полюс по замкнутому маршруту. Многократно выполнял сверхдальние перелёты в группе истребителей продолжительностью более 10-11 часов с несколькими дозаправками в воздухе днём и ночью, в том числе над океаном и в разных широтах.

В 1999 году Квочур окончил Академию народного хозяйства и государственной службы. В период 2005—2006 годов возглавлял Лётно-испытательный центр ЛИИ.

Квочур проводил исследования и испытания на большом числе (свыше 90) типов и модификаций самолётов. Выполнял рекордные полёты (11 мировых рекордов на самолёте Су-27). Общий налёт около 4 800 часов (включая более 3 500 часов испытательного налёта).

Отпевание А. Н. Квочура в храме Преображения Господня, г. Жуковский (17.04.2024)
Анатолий Квочур скончался 15 апреля 2024 года в г. Жуковском Московской области за 1 день до своего 72-летия после продолжительной болезни. Похороны прошли 17 апреля, в Жуковском состоялось отпевание в храме Преображения Господня, после чего лётчик отправился в последний путь к месту захоронения на Федеральном военном мемориале «Пантеон защитников Отечества». При выносе тела самолёт Як-130 выполнил пролёт и полупетлю над гробом.

Награды и звания:

  • Герой Российской Федерации (17 ноября 1992 г.) — за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 1998) — за заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Заслуженный лётчик-испытатель СССР
  • Орден Ю. А. Гагарина (Федерация космонавтики России)
  • Медаль Леонардо да Винчи (2002)

Автор книги «Испытание себя» (публикуется частями в журнале «Авиапанорама» с 2006 года)

Список патентов, где А. Н. Квочур является одним из авторов:

  • УСТРОЙСТВО ВИЗУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И СКОРОСТИ ЗАПРАВЛЯЕМОГО САМОЛЕТА ПРИ ДОЗАПРАВКЕ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ
  • СПОСОБ ЛЕТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РУЧНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОСАДКИ САМОЛЕТА НА ОБЪЕКТ
  • Способ исследования макета ламинаризированной поверхности
  • СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МОЛНИЕВЫМИ РАЗРЯДАМИ
  • АВИАЦИОННЫЙ СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОЩНЫХ КОНВЕКТИВНЫХ ОБЛАКОВ
  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ВОЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Фильмография:

  • «Рождённый летать» (2001, Россия)
  • «Испытатели. Выжить в катастрофе» (2005, Россия)

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *