Учитель физики с 1939 по 1941 гг и с 1945-1989 гг. Учитель – Легенда школы.
«Вот Вам конфета. Вы сегодня прекрасно ответили на все вопросы экзаменационного билета», – так заканчивался пятёрочный ответ выпускника на экзамене по физике все годы, когда работал Лев Самойлович Гуревич, блистательный учитель, Педагог в высшем значении этого слова. Конфета «Мишка косолапый» для его учеников была наградой, которая ценилась больше самых дорогих подарков и грамот. Пятёрка по физике у Льва Самойловича была стопроцентной гарантией при сдаче экзаменов в вуз любого уровня.
Родился 7 января 1904 г в г Могилев, Могилевской губернии, Российской империи в семье служащего. В 1922 г окончил девятилетнюю школу и в феврале 1923 г поступил в Электромашиностроительный Институт. Студенты Института четыре раза в’ наделю работали на заводах Электротреста, а два раза в неделю учились .Работал на Елоховской ламповой фабрике, а затем на заводе “Динамо’’.
Осенью 1925 г был вынужден уйти из Института, вследствие заболевания туберкулезом легких и запрещения работы на заводе.
С 1925 г по осень 1927 г работал в редакции журнала “Химическая промышленность”.
В 1927 г после продолжительного лечения в санатории выздоровел и поступил учиться в Опытно-показательный педагогический техникум, руководимый С. Т. Шацким.
В техникуме особое внимание уделялось трудовому обучению. Студенты техникума педагогическую практику проводили в детской колонии Шацкого. Вот как этот отрезок своей рабочей деятельности описывал сам Лев Самойлович:
“Мне повезло я встретил замечательного педагога Станислава Теофиловоча Шацкого эта встреча определила мою дальнейшую судьбу. Правда чуть не провалился на экзамене. Все хорошее, что есть в моей педагогике – от него. Опытно-показательная станция славилась на всю страну. Сюда выезжала комиссия министерства просвещения во главе с Луначарским…”
В 1929 г окончил техникум и был направлен на работу в Опытно-показательную школу с электротехническим уклоном при ГРЭС им. Р. Э. Классона (п. Электропередача ныне город Электрогорск). Преподавал физику, электротехнику в 9 классе и был инструктором электротехническом мастерской. И снова из воспоминаний Льва Самойловича о тяжелых годах становления СССР и электрификации страны:
“…После окончания техникума нас троих друзей (Смирнова, Метривелли и меня) направили в школу с электротехническим уклоном при ГЭС им. Классона. Замечательно интересная работа! Надо было организовать мастерские. Работали днем и ночью. Очень весело работали. Говорили у моих друзей золотые руки, у меня даже не серебряные. И тем не менее… Была организована специальная комиссия по организации трудового обучения, возглавляемая членом парткома электростанции Эланденом, французским эмигрантом, человеком необычайной энергии. В мои обязанности входило составление расписания экскурсий и заданий к ним для всех классов. Так как я имел комнату в Москве, все вопросы связанные с Москвой, поручались мне. В частности мне приходилось выбивать разрешение на фондовые материалы (например, никелевые пластины для никелирования) и привозить их на собственном горбу. Мне поручили связаться с торфяным институтом и добиться его шефства над школой. По окончании 9 класа все учащиеся в полном составе были приняты в институт.”
В 1930 г после реорганизации школ работал тем же преподавателем физики ФЗС и электротехники в ФЗУ.
В 1932 г поступил на физическое отделение индустриально-педагогического факультета Института Народного Хозяйства им. Плеханова. Учебу в Институте совмещал с работой в 329 средней школе г Москвы. Закончил индустриально-педагогический факультет институт им. Плеханова г. Москва (1932-1936 гг) по специальности “педагог-физик”, диплом №847. Из воспоминаний Льва Самойловича:
“Моя общественная работа за это время в основном состояла в том, что я выполнял работу “буксира”
. В частности я помогал секретарю комсомольской организации. По ее словам комсомольская организация взяла шефство над рабочим-изобретателем, нуждающимся в помощи для сдачи экзамена по электротехнике. Эту помощь она меня просила оказать. Не пытаясь выяснить мотивы этой просьбы, я согласился, и почти два года эту помощь оказывал уже по собственному почину. Судьба человека, который нуждался в моей помощи, настолько оригинальна и интересна, что я не смог уже отказаться.
Дмитрий Григорьевич Оника, в прошлом беспризорник, получил только высокую квалификацию карманника. Во время очередной своей поездки на “курорт” под вагоном. Сильно замерз и решил погреться. На ходу поезда умудрился пробраться к машинисту поезда. Машинист принял в нем деятельное участие и устроил на работу в шахту. Оника обладал практической смекалкой и дал ряд рационализаторских предложений, одно из которых сочли даже за изобретение. Его направили на РабФак, который он и окончил, но, очевидно, нужных знаний не приобрел. Но обладал практической смекалкой, сделал еще несколько изобретений и обещал мне, что совет изобретателей оплатит мой труд. Добился он этого только через два года. Ему удалось сдать экстерном за институт, получить аттестат и через короткое время стать министром угольной промышленности. Погиб в автомобильной катастрофе в 1968 г. Занятия наши были оригинальны. Половина времени занятий я натаскивал его на правильные ответы. Сделать это было очень трудно, так как систематических знаний у него не было. А вторую половину времени он мне рассказывал разные эпизоды из своей жизни. Если бы я был писателем и смог бы написать эти новеллы, то стал бы всемирно известным…”
В 1936 г окончил Институт и был направлен на работу в качестве заведующего учебной частью и учителя физики в среднюю школу с. Ново-Харитоново, Раменского района. Из воспоминаний Льва Самойловича:
“..Начал работать завучем в сельской школе без физического кабинета и электрического освещения. Вблизи было Гжельское производство. При производстве был техникум. Кабинет мне удалось создать, но для этого потребовалось много времени и усилий. Техникум получал оборудование от производства и передавал по балансовой стоимости в школу. На производстве был “движок” и электрическое освещение. о для уличной проводки требовался алюминиевый провод – фондовый материал. Мне удалось его пробить, и когда меня перевели из этой школы в п. Стаханово, школа имела хорошо оборудованный кабинет и электрическое освещение.”
В 1939 г переведен на работу в среднюю школу №1 п. Стаханово (г. Жуковский) в качестве заведующего учебной частью и учителя физики, где работал до ноября 1941 г.
С декабря 1941 г по ноябрь 1942г в Советской Армии. Пулеметчик 55 стрелковой бригады. После тяжелого ранения (пробито легкое) под Вязьмой в 1942 г. длительное время находился на излечении в разных госпиталях.
В ноябре 1942 г выписан из Чкаловского госпиталя ЭГ3327 и направлен на работу в Николаевский техникум HKПC в качестве преподавателя физики.
В 1944 г после реэвакуации техникума вернулся в Москву и поступил на работу в школу им.
В .И. Ленина (Горки Ленинские).
В 1945 г вернулся на работу в школу №1 г. Жуковского в качестве преподавателя физики.
С 1961 по 1966 зав. учебной части по производственному обучению школы №1 г. Жуковский.
С 1966 преподаватель физики школы №1 г. Жуковского.
Из аттестационной характеристики:
“Работает в классах с углубленным изучением физики. Его система учета и оценки знаний с помощью индивидуальных карточек очень эффективна, активизирует учащихся, мобилизует их умственные силы.
Объяснение нового материала органически связано с учетом знаний. Учитель создает проблемные ситуации, все время идет поиск. Процесс творчества на уроке, в котором объединяются учитель и ученики, делает урок максимально эффективным. Постоянно развивает самостоятельное мышление учащихся и побуждает к выражению собственных суждений; он не преподносит готовых знаний, а, умело направляя мысль учащихся, учит их путем наблюдений, рассуждений, установления причинно-следственных связей и обобщений приходить к логическим умозаключениям.
Связь преподавания с жизнью страны, с научно-техническим прогрессом, рассказы учителя о научных открытиях, яркие примеры из биографий выдающихся ученых физиков, использование научно-популярной литературы, эмоциональность преподавания, основанная на личном увлечении учителя своим предметом – все это создает ситуации сопереживания учащихся и воспитывает у них любовь к физике. Большое место в работе учителя занимают технические средства обучения. Он постоянно применяет кинофильмы, магнитофонные записи, использует учебные передачи по телевидению. Как самый опытный учитель физики он ведет факультативные занятия в 8, 9 и 10 классах. По его инициативе организован факультативный курс “Квантовая физика”, университет естественно-научных знаний для учащихся старших классов.
Принцип развивающего обучения, совершенство методов и форм работы на уроке позволяют ему очень эффективно добиваться глубоких и прочных знаний учащихся. Его ученики активно участвуют в физических олимпиадах и занимают призовые места. На приемных экзаменах в вузы получают по физике высокие оценки. Многие его ученики стали учеными физиками: Колосов – д. ф.-м. н., Красильников. Красильников А. – лауреат государственной премии, к.ф.-м.н. сотрудник ЦАГИ, Николаев – профессор I-го медицинского института и многие другие.
С уважением относится к личности ученика, не допускает бестактности и легко устанавливает с учащимися деловой контакт на уроке. Он пользуется уважением и искренней любовью своих учеников и большим авторитетом у родителей школы и города. В коллективе учителей он – мудрый и добрый товарищ, всегда готовый оказать помощь и дать совет. Руководит школьным методическим объединением учителей физики. Выступал с докладами и сообщениями по темам “Современные методы обучения”, “Личность учителя – личность ученика”, “Виды самостоятельных работ”, “Виды самостоятельных работ”, “Эксперимент и его роль на уроке”.
Несмотря на большой опыт и знания, он продолжает совершенствовать свое педагогическое мастерство, занимаясь самообразованием. С 1963 года постоянно читал лекции по физике в Политехническом музее г. Москвы, являясь действительным членом Всесоюзного общества “Знание” Заслуживает присвоения звания “учитель-методист”…”
Из воспоминаний его учеников:
А. Я. Николаев, доктор медицинских наук, профессор, выпускник Льва Самойловича:
«Лев Самойлович научил нас не только основам физики – он дал нам метод анализа любых явлений. Я не раз в моей собственной работе вспоминал его умение правильно подойти к явлению, которое видишь впервые».
Директор музея Н.Е. Жуковского, лауреат Государственной премии СССР Александр Петрович Красильщиков:
«Он пробудил в нас любовь к физике. Он был строг – требовал осмысления и понимания того, что заключено в формуле. Преданность делу у него была такой безупречной пробы, что мы, не замечая этого, становились увлечёнными. Если ты мыслишь формально, не видать тебе успеха у Льва Самойловича».
Дмитрий Дмитриевич Евсеев 1-ый заместителя генерального директора МНИИ «Агат»:
«Для меня он стал Учителем-Пробудителем, человеком, который меня и моих друзей на всю жизнь заразил жаждой познания, азартом достижения результата. Почти каждый урок заканчивался на высокой ноте – «Эврика!» Волшебное время! Побольше бы таких волшебников нашим детям и внукам!»
С 1989 года на пенсии.
Награды:
1.Значок “Отличник народного просвещения РСФСР”
2.Значок “Отличник народного просвещения СССР”
3. Медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г”
4. Медаль “За трудовую доблесть”
5. Медаль “В память 800-летия Москвы”
6. Медаль “За доблестный труд в ознаменовании 100-летия Владимира Ильича Ленина”
7. Медаль “30 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.”
8. Орден Отечественной войны II степени
9. Орден Дружбы Народов
Скончался в 16 июня 1998 г. в г. Дубна Московской области.