Апполонский Виктор Петрович

Апполонский Виктор Петрович (1924-1943)

Родился в 1924г в г. Ряжск, Рязанской области. В 1940/1941 учебном году закончил 9А класс школы №1 п. Стаханово. После начала войны ушел работать и был призван в 1942 г. Окончил 2-е Горьковское танковое училище в 1943 г. по специальности командир танка.

Из истории училища.

Приказ об образовании 2-го Горьковского автомобильно-мотоциклетного училища был подписан 10 июля 1941 г. в Москве. Возглавил его полковник Раевский Фёдор Николаевич.

Непосредственное формирование училища началось 20 июля 1941 г. в Гороховецких лагерях Горьковской (ныне Нижегородской) области. Занятия начались с 1 августа 1941 г. Три батальона готовили офицеров-автомобилистов, один – мотоциклистов. Подготовка осуществлялась поэтапно: учёба начиналась с езды на велосипеде. Кто не умел – должен освоить. Сдавший практическую езду пересаживался на мотоцикл. Изучение мотоциклов начиналось с модели АМ-600 с коляской и ИЖ-9, а затем перешли к изучению только что принятых на вооружение мотоциклов М-72. После освоения мотоциклов переходили к изучению автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5.

С 16 октября 1941 г. училище было передислоцировано в г. Ветлуга Горьковской области – 200 км северо-восточнее города Горький, 47 км от железнодорожной станции Урень. Первый выпуск офицеров в училище состоялся после 8-месячного курса обучения в марте 1942 г.: на фронт были направлены около 400 командиров мотоциклетных взводов. Остальные продолжили обучение по программе командиров автомобильных взводов. Выпуск автомобилистов состоялся в августе 1942 г. Из выпускников были отобраны 100 человек, которые продолжили обучение уже по программе командиров танковых взводов.

Танк Т-34/76 образца 1943 г.

Приказом НКО № 0801 от 08.10.1942 г. переведено на штат № 017/302 и реорганизовано во 2-е Горьковское танковое училище. К 15 октября 1942 г. училище было переформировано с изменением профиля подготовки на командиров-танкистов. Учились в основном на танках Т-34, но изучали и лёгкие танки БТ-5, БТ-7, Т-26, Т-70, Т-80, плавающие танки Т-37, Т-38. Выпускники училища, сдавшие основные экзамены (материальная часть, тактика, топография, стрельба, вождение) на «отлично», выпускались из училища лейтенантами на должность командира танкового взвода, остальные – в звании младшего лейтенанта на должность командира танка Т-34.

Первый выпуск офицеров-танкистов состоялся 25 апреля 1943 г. Всего за годы Великой Отечественной войны танковое училище сделало 22 выпуска, подготовив для фронта не одну тысячу офицеров автомобилистов, мотоциклистов и, главным образом, офицеров-танкистов. Виктор Петрович окончил училище в сентябре 1943 г. 26 августа 1943 г. присвоено звание младшего лейтенанта.

Личная карточка Апполонского Виктора Петровича

Направлен в 5 отдельный учебный танковый полк Калининского фронта. 20 сентября 1943 г. направлен в 24 танковый полк 46 механизированной бригады. 6 октября переведен в 18 танковый полк 47 механизированной бригады.

Бригада получила приказ Командующего группой Полковника Дремова: “Бригаде к 7:00 07.10.1943 занять исходное положение для наступления на рубеже: Малюгово, Крутовка, Юрцевичи и, следуя за боевыми порядками пехоты, по сигналу “обогнать”, обогнать последнюю, вступить в соприкосновением с противником и схода овладеть г. Лиозно.”

Журнал боевых действий 47 Механизированной бригады за 7-10 октября 1943 г

Из журнала боевых действий 47 Механизированной бригады:

“К 7:00 07.10.1943 г бригада в составе: 1-й отдельного штурмового батальона, 3-ей мотострелкового батальона, 1-й мотострелкового батальона, 18 танкового полка (численностью до роты танков), артиллеристского дивизиона, минометного батальона и приданного 592 истребительно-противотанкового артиллерийского полка заняли исходное положение на рубеже: Малюгово, Кругловка, Юрцевичи. И в 10:00 начали движение за боевыми порядками пехоты – 3-й и 1-й мотострелковые батальоны справа от шоссе Смоленск-Витебск, 1-й отдельный штурмовой батальон слева.

В 24:00 бригада обогнала пехоту и на рубеже 1 км западнее Озерок, высота 191.7 вступила в соприкосновение с противником, встретив сильное огневое сопротивление.

8.10.1943 г. части бригады продолжали наступление, достигли: 3-ий мотострелковый батальон – 0.7 км северо-восточнее г. Лиозно, 1-й мотострелковый батальон – 1 км северо-восточнее г. Лиозно, 1-й отдельный штурмовой батальон – 0.3 км юго-восточнее г. Лиозно.

За этот период наши потери: убитыми 20 человек, ранеными – 56 человек, сожжен 1 танк Т-34, повреждено станковых пулеметов – 2, винтовок – 12.

К 24:00 части бригады, преодолевая сильное огневое сопротивление противника, ворвались в г. Лиозно и достигли 1-й мотострелковый батальон – форсировав реку достиг 0.4 км восточнее высоты 216.0, 3-й мотострелковый батальон – восточная окраина г. Лиозно – 0.2 км восточнее церкви. Соседи справа – 81 стрелковый полк 158 стрелковой дивизии, соседи слева – 97 стрелковая дивизия.

9.10.43 г. части бригады, продолжая вести наступление, к исходу дня полностью очистили г. Лиозно и вышли: 1-й мотострелковый батальон 218.0, 3-й мотострелковый батальон – восточнее ДУБ, 1-й отдельный штурмовой батальон – кладбище с часовней и закрепились, выполнив тем самым свою задачу.”

Карта района г. Лиозно РККА 1941 г

О бое за г. Лиозно – Наумченко Григорий Дмитриевич, подполковник в отставке, ветеран 47 – й отдельной механизированной бригады, принимавшей участие в освобождении Леозненского района. В боях за г. Лиозно лейтенант Наумченко командовал танком Т-34, экипаж которого показал пример стойкости и мужества. Написал книгу воспоминаний о боевом пути своей бригады.

“Обходя болота, наш полк вышел на подступы к северо-восточной окраине Лиозно. Здесь местность более гористая, можно развернуть боевой порядок, чтобы быстро атаковать противника прямо перед райцентром . На выходе из леса командир полка Шаталов остановил колонну. У нас был приказ штурмовать Лиозно. Десант был посажен на танки , и мы, разворачиваясь в боевом порядке. двинулись, как и договаривались, в момент первого артиллерийского залпа (артиллерийский полк вел огонь по шоссе и окраинам Лиозно). Мы преодолели шоссе и, ведя огонь , двинулись на окраину города.

Танковые бригады уже подходили к центру Лиозно, но из-за узкого ручья наступление замедлилось . Под шквальным противотанковым огнем, не найдя переправы , наши машины взрывались один за другим. Штурмовая авиация и часть пехоты бригады, пришедшие на помощь танкистам, попали под шквальный пулеметный и минометный огонь и были вынуждены залечь. Окрестности были покрыты едким дымом от частых взрывов и горящих танков . Ситуация резко ухудшилась.

И все же каким-то чудом около десятка экипажей удалось прорваться к центру города . Об этом сообщил по рации майор Малау, находившийся в танке возле церкви. Он попросил помощи. Уцелевшим экипажам и танкам было приказано собраться у церкви. Меня назначили командиром этой сводной роты. Командир нашей мехгруппы Дромау снял с танка красное знамя, вручил его командиру комендантского взвода лейтенанту К. Шишкову и сказал: – Командир приказал нам поднять этот флаг над Лиозно как символ начала освобождения Белоруссии . Взлетайте там как хотите, но флаг должен развеваться на куполе церкви. – Будет сделано, товарищ полковник! – решительно ответил Канышков.

Мы пошли в церковь, где нас радостно встретил майор Малау. Канышков схватил флаг, и они с механиком скрылись за открытой дверью здания. Малов подвел меня к собравшейся колонне танкистов (уцелело 6 «тридцатьчетверок» нашей бригады, четыре Т-34 и три Т-70 из соседней). Познакомился с командирами взводов и танков, познакомился со своим новым экипажем: механиком Дементьевым, радистом Коньковым, командиром башни Иконниковым (погибнут 16 октября 1943 г.). В церкви прыгал возбужденный Канышков и кричал: “Смотри, флаг!” Танкисты, увидев красный флаг, захлопали в ладоши. Даже нацисты на время успокоились. Затем, придя в себя, они открыли бешеный огонь по куполу церкви. Однако они были бессильны в своем гневе. Снятый красный флаг гордо развевался над городом!

…Грянули первые залпы. После шестого залпа, как и было условлено , я дал команду двигаться вперед. Они были первыми, кто двигался быстро. маневренный Т-70. Остальные машины последовали за ними. Штурмовики быстро рассеялись по обеим сторонам улицы и, маневрируя среди развалин, вместе с танкистами стали приближать противника к станции.

Однако гитлеровцы упорно сопротивлялись. Вот задымил наш Т-34, другой ушел в кювет. Через несколько минут как яркий факел вспыхнул Т-70. Несмотря на потери, правые подошли к станции, ведя артиллерийско-пулеметный огонь , уцелевшие танки Т-70 выскочили на железнодорожный переезд. Первый с огненным заревом откатилась назад, а второй, прикрывая, расстрелял вражескую противотанковую пушку. повернулся к разрушенному вокзалу . Мы ехали в нашем танке к немецкому себе кладбище у перекрёстка и оттуда поддерживал своё. Потом подошли поближе к разрушенному деревянному вокзалу… Я открыл люк и стал смотреть в сторону Пронского, откуда должна была подойти пехота. Она появилась вдалеке, но трудно было понять, чья. Я решил вернуть танк обратно за руины, чтобы лучше осмотреться. Я опустил люк и приказал Дементьеву сдать пять метров назад. В этот самый момент танк осветился ослепительным сиянием. Языки пламени прыгали по броне. Стонов не было слышно. «Значит, все живы», — подумал я и приказал: «Хватаем оружие и покидаем машину». Как только он выбрался из танка, на подступах к Лиозно вместо долгожданных батальонов Сергея Клейникова замелькали фигуры гитлеровцев. Фашисты еще не заметили наших танкистов, но теперь путь отхода был отрезан. Пламя на танке осветило немецкий блиндаж, и все что было рядом. Недолго думая, мы бросились туда. И как раз вовремя, потому что в танке начал прорываться боевой запас…

Из отсчета командира 47 бригады о боях за г. Лиозно

В районе ж. д. станции Лиозно танк Т-34 под командованием лейтенанта Наумченко, увлекшись боем, зашел далеко во вражеский стан, нещадно кося гитлеровцев из пушки и пулемета, но вдруг машина вздрагивает и воспламеняется, вражеский снаряд зажег ее. Захватив оружие, танкисты спрятались в блиндаж, находившийся 20 метров от горящей машины. Свыше 30 немцев окружили их и начали забрасывать гранатами через дымовую трубу, но Наумченко умело ловил вражеские «гостинцы» и посылал их обратно. Из блиндажа было 2 выхода, в которые немцы стреляли и бросали гранаты. Тяжело был ранен радист Коньков, обливаясь кровью, он не выпускал из рук автомата, и несколько немцев валялись на земле.
Лейтенант Наумченко удачно бросает гранаты в гущу гитлеровцев, и через несколько секунд слышатся стоны раненых гитлеровцев. Тогда взбешенные фашисты, видя свои безуспешные атаки, бросили в блиндаж две дымовые шашки, начинённые едкими химическими веществами. Дым стал есть глаза, становилось трудно дышать, сильно тошнило. Враги все ближе и ближе подползали к героям, но Дементьев короткой очередью из автомата и Иконников броском гранаты еще отправили на тот свет 15 гитлеровцев.
36 часов яростно отбивались советские воины, но не прекратили своего сопротивления и презрительно отвергли фашистский плен. Из боеприпасов осталось, 2 гранаты, 10 патронов для ППШ и один к нагану. Распределив оружие, Наумченко решил пробиваться к своим. В блиндаже остался тяжело раненный в полость живота радист Коньков, который не в силах был двигаться. Он решил в тяжелую минуту, когда немцы ворвутся к нему, покончить с собой выстрелом из нагана. Первым на улицу выполз командир экипажа Наумченко, но вскоре наткнулся на вражеского пулеметчика.
Тов. Дементьев и Иконников были убиты. С криком «На, гад!» Наумченко взметнул гранату и огневая точка взлетела в воздух.
Обессиленный от голода, холода и моральных переживаний, Наумченко найден
был нашими бойцами после освобождения этой территории, лежащим в траншее. Превозмогая силы, заботливый командир бросился в блиндаж узнать о судьбе своего друга радиста Конькова. Стрелок-радист в полусознательном состоянии, весь в крови, стоял, облокотившись о стену. В правой руке он держал наган со взведенным курком. Так герои-танкисты в смертельной схватке с врагом но не посрамили честь бригады. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной.

9 октября 1943 г младший лейтенант Апполонский Владимир Петрович в бою за г. Лиозно был тяжело ранен. Был направлен в эвакогоспиталь 4864, где 20 октября 1943 г. скончался от полученных ранений.

Орден Красной Звезды
Приказ подразделения
№: 273 от: 05.11.1943

Из наградного листа Ордена Красной Звезды:

“Командир танка Т-34 товарищ Апполонский в боях против немецких захватчиков проявил отвагу и мужество. В бою за г. Лиозно 7-9 октября октября 1943 г товарищ Аполонский три раза водил свой танк в атаку. Огнем своего орудия в уличных боях уничтожил 1 пулемет с расчетом и 9 автоматчиков. Первым ворвался в оборону противника и уничтожил 2 пулемета и до 20 гитлеровцев. Своим танком товарищ Апполонский закрыл рядом стоявший подбитый танк и ведя непрерывный огонь дал возможность отремонтировать прикрываемый им танк.”

Наградной лист Ордена Красной Звезды

Похоронен Руднянский район, сельское поселение Смолиговское, поселок Гранки, братская могила 6.

Паспорт захоронения

Награжден:

  1. Орден Красной Звезды

Ссылки:

  1. Апполонский Виктор Петрович – Память народа
  2. “Красный флаг над Лиозно”
  3. 18 танковый полк 47 механизированной бригады
  4. Средняя школа №1 г. Лиозно

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *